Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Описание 

В автомобилях применяются различные виды топлива, смазочных материалов и технических жидкостей (ГСМ). Некоторые из них содержат исключительно ядовитые и горючие вещества, требующие осторожного обращения.
Помните, что использование несоответствующего типа топлива или смазки может привести к значительному повреждению деталей автомобиля. Поэтому так важно знать, какие существуют типы топлива, смазочных материалов и технических жидкостей.

Типы топлива

В настоящее время на автомобилях применяются такие типы топлива, как бензин и дизельное топливо (легкие фракции нефти), а также метанол, сжиженный нефтяной газ (LPG) и другие. Мы рассмотрим наиболее распространенные типы топлива: бензин и дизельное топливо.

УКАЗАНИЕ:

Характеристики бензина с течением времени ухудшаются.

Бензин

Бензин — это смесь углеводородов, которая производится путем перегонки сырой нефти. Бензин является высоколетучим соединением и при сгорании выделяет большое количество тепла. Кроме того, бензин удовлетворяет требованиям, необходимым для автомобильного топлива:

• Не содержит опасных веществ.

• Обладает высокими антидетонационными характеристиками.

• Имеет сравнительно низкую стоимость.

По этим причинам бензин используется в качестве топлива для бензинового двигателя.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:

Бензин является высоколетучим соединением и при контакте с воздухом образует горючий газ. В связи с тем, что он легко воспламеняется от малейшей искры, то есть является очень опасным веществом, бензин требует осторожного обращения.

Октановое число

Октановое число является одной из характеристик бензина, оно указывает антидетонационные свойства бензина. Бензин с более высоким октановым числом менее склонен к детонации при сгорании в двигателе по сравнению с бензином, обладающим низким октановым числом.

Для повышения октанового числа в некоторые сорта бензина добавляют свинец, другие сорта бензина, не содержащие свинца, называют неэтилированными. Так как некоторые двигатели предназначены для использования этилированного бензина, а другие — неэтилированного, следует обращать на это внимание и использовать только соответствующий тип бензина.

УКАЗАНИЕ:

Детонация возникает в результате ненормального (взрывного) сгорания бензина в цилиндре двигателя. Признаком детонации является резкий повторяющийся металлический стук в стенки цилиндра, при детонационном сгорании полезная мощность двигателя снижается.

Дизельное топливо

Дизельное топливо (иногда называется «легкие фракции нефти») представляет собой смесь углеводородов, которые извлекаются из сырой нефти после выделения бензина и керосина при температуре от 150 до 370°C (302-698°F). Дизельное топливо в основном используется для питания дизельных двигателей.

ПРИМЕЧАНИЕ:

• В отличие от бензина, дизельное топливо применяется также в качестве смазки.

При заправке автомобиля будьте внимательны, чтобы не перепутать тип топлива, так как если бензин попадет в дизельный двигатель, это может привести к повреждению топливного насоса и форсунок.

• Существуют различные типы дизельного топлива, в основном они отличаются по текучести, так как при снижении температуры текучесть топлива уменьшается. Используемый тип дизельного топлива должен соответствовать условиям эксплуатации (температуре окружающего воздуха).

Цетановое число

Цетановое число характеризует воспламеняемость дизельного топлива.

Чем выше цетановое число, тем лучше воспламеняемость топлива, и меньше жесткость сгорания. Минимально допустимое цетановое число для топлива, используемого в высокоскоростных автомобильных дизельных двигателях, обычно составляет от 40 до 50.

УКАЗАНИЕ:

Причиной жесткого сгорания в дизельном двигателе является задержка времени воспламенения (запаздывание опережения впрыскивания топлива) или использование топлива с низким цетановым числом при низких температурах или при низких частотах вращения. При увеличении временного интервала до момента воспламенения в цилиндре происходит одновременное сгорание или взрыв всего содержащегося топлива, что вызывает резкое повышение давления. В результате возникают резкие удары, которые слышны при работе двигателя.

Консистентная смазка

Консистентная смазка является смазкой полужидкого типа. Следите за правильным использованием соответствующих типов смазок.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Минеральная консистентная смазка оказывает вредное влияние на резиновые детали, такие как манжеты тормозного цилиндра, которые могут отвердевать. Для резиновых деталей используйте консистентный гликоль на основе литиевого мыла.

Многоцелевая консистентная смазка (MP)

Цвет консистентной смазки

Охра

Область применения

• Подшипники ступиц колес

• Карданный шарнир

• Рулевая передача

Консистентная смазка для подшипников ступиц колес

Цвет консистентной смазки

Охра

Область применения

Подшипники ступиц колес

Консистентная смазка — дисульфид молибдена на основе литиевого мыла

Цвет консистентной смазки

Черный

Область применения

• Механизм рулевой передачи типа шестерня-рейка

• Приводной вал

Консистентная смазка — гликоль на основе литиевого мыла

Цвет консистентной смазки

Розовый

Область применения

• Главный цилиндр

• Рабочий цилиндр выключения сцепления

• Рабочий тормозной цилиндр

• Суппорт дискового тормоза

Высокотемпературная консистентная смазка

Цвет консистентной смазки

Бледная охра

Область применения

Опорный диск тормозного механизма

Консистентная смазка для дискового тормоза

Цвет консистентной смазки

Серый

Область применения

Противошумная прокладка дискового тормоза

Консистентная смазка втулки рычага выключения сцепления

Цвет консистентной смазки

Черный

Область применения

Втулка рычага выключения сцепления

Технические жидкости:

В автомобилях применяется несколько типов технической жидкости: жидкость автоматической трансмиссии, жидкость гидроусилителя рулевого управления, тормозная жидкость и т. д.

Эти жидкости имеют разнообразное назначение, включая передачу мощности, передачу давления в гидроприводах и смазку.

Жидкость для автоматических трансмиссий (ATF)

ATF является жидкостью высокого качества и высокой степени очистки, которая используется в основном в автоматической трансмиссии. В продаже имеется пять типов ATF: D-ll, тип T, T-II, T-lll и T-IV.

УКАЗАНИЕ:

• Типы «T», «T-II» и «T-III» ATF были сняты с производства после начала выпуска ATF типа «T-IV».

ПРИМЕЧАНИЕ:

• В зависимости от конструкции автоматической трансмиссии используются различные типы технических жидкостей.

Поэтому перед заменой ATF проверьте маркировку на указателе уровня жидкости или на пробке сливного отверстия, а также рекомендации в разделе «Смазка» во вводной главе Руководства по ремонту.

Жидкость для гидроусилителей рулевого управления

Жидкость для гидроусилителей рулевого управления выполняет функцию гидравлического масла, передающего давление в гидравлических системах, а также функцию смазки гидроцилиндра и насоса гидроусилителя рулевого управления.

УКАЗАНИЕ:

Используется ATF типа DEXRON® II или DEXRON® III, удовлетворяющая данным требованиям.

Тормозная жидкость

В тормозной системе используются различные резиновые детали, такие как манжеты, пыльники, гибкие шланги и т. д. Поэтому тормозная жидкость производится не на нефтяной основе и состоит в основном из гликолей с эфирами и сложными эфирами, которые не разрушают резину и металл. Тормозная жидкость используется также в гидравлических муфтах.
 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Смазочные материалы и технические жидкости

Типы тормозной жидкости

Тормозная жидкость делится на четыре класса по FMVSS (Федеральный стандарт безопасности автомобилей).

Несмотря на то что они главным образом основываются на точке кипения жидкости, учитываются также и другие факторы.

УКАЗАНИЕ:

Точка кипения

Она называется также сухой точкой и является температурой кипения жидкости, в которой содержание воды составляет 0%.

Точка влажного кипения

Она называется также гигроскопической точкой кипения и является температурой кипения жидкости, в которой содержание воды составляет 3,5%.

Технические жидкости

Амортизаторная жидкость

Амортизаторная жидкость — это жидкость, которая содержится в амортизаторах подвески, ее функция заключается в снижении колебаний пружин и рессор подвески. Обычно жидкость в амортизаторах заменять нельзя. При утечке жидкости необходимо менять амортизатор.

Жидкость, содержащаяся в узлах подвески

Жидкость подвески — это жидкость, которая используется в системе активного управления величиной дорожного
просвета.

LLC (охлаждающая жидкость длительного использования)

LLC — это охлаждающая жидкость, состоящая в основном из этиленгликоля, смешанного с водой. Она является всесезонной. LLC снижает точку замерзания охлаждающей жидкости. LLC защищает детали системы охлаждения от ржавления и других видов коррозии.

LLC смешивается с водой, и для того чтобы эта смесь не замерзла, концентрация ее должна быть строго определенной и соответствовать температуре окружающей среды. Чем выше концентрация LLC, тем ниже температура замерзания охлаждающей жидкости.

Тем не менее, если концентрация LLC слишком высокая, то рабочие характеристики смеси ухудшаются. Следует использовать LLC с концентрацией от 30% до 50% антифриза по отношению к воде.

• LLC необходимо периодически менять, так как в эксплуатации ее характеристики ухудшаются.

УКАЗАНИЕ:

Нормы концентрации охлаждающей жидкости и предельная температура замерзания:

концентрация 30%

– около -16°C

концентрация 50%

– около -35°C

Герметики

Герметики — это жидкие уплотнители, предотвращающие протечки, они наносятся на сопряженные поверхности
прокладки масляного поддона и блока цилиндров и другие подобные соединения.

Типы герметиков

Герметик черный (Three bond 1280)

Цвет герметика

Черный

Область применения

Соединение масляного поддона двигателя с блоком цилиндров

Герметик 1281 (Three bond 1281)

Цвет герметика

Ярко-красный

Область применения

Картер коробки передач в блоке с главной передачей

Уплотняющий герметик 1282В (Three bond 1282В)

Цвет герметика

Черный

Область применения

Пробка отверстия для слива охлаждающей жидкости

 Клей 1131 (Loctite № 518) (Three bond 1131)

Цвет герметика

Белый

Область применения

Для серии A24#, картер автоматической коробки передач в блоке с главной передачей

Клей 1324 (Three bond 1324)

Цвет герметика

Красный

Область применения

Болты крепления

Клей 1344 (Loctite № 242) (Three bond 1344)

Цвет герметика

Зеленый

Область применения

Уплотнение резьбовых соединений