ремонт глушителей, сварочные работы, аргон.

Выхлопная система: устройство и функции

Оснащенный двигателем внутреннего сгорания автомобиль нуждается в системе, через которую бы осуществлялся выпуск отработанных газов. Такая система, названная выхлопной, появилась одновременно с изобретением двигателя, и наряду с ним на протяжении многих лет совершенствовалась и модернизировалась. Из чего состоит выхлопная система автомобиля, и как работает каждый ее компонент, мы расскажем в этом материале.

Три столпа выхлопной системы

Когда топливовоздушная смесь в цилиндре двигателя сгорает, образуются отработанные газы, которые необходимо вывести, чтобы цилиндр снова наполнился необходимым количеством смеси. Для этих целей автомобильные инженеры изобрели выхлопную систему. Она состоит из трех основных компонентов: выпускного коллектора, каталитического конвертера (нейтрализатора), глушителя. Рассмотрим каждый из компонентов этой системы в отдельности.

Схема выхлопной системы. В данном случае - резонатор - это дополнительный глушитель.

Схема выхлопной системы. В данном случае резонатор — это дополнительный глушитель.

 

Выпускной коллектор появился практически одновременно с ДВС. Он представляет собой навесное оборудование двигателя и состоит из нескольких труб, которые соединяют камеру сгорания каждого цилиндра двигателя с каталитическим конвертером. Изготавливается выпускной коллектор из металла (чугун, нержавеющая сталь) или керамики.

Выпускной коллектор

Выпускной коллектор

 

Так как коллектор постоянно пребывает под воздействием высоких температур отработанных газов, более «жизнеспособными» являются коллекторы из чугуна и нержавеющей стали. Причем, коллектор из нержавеющей стали предпочтительнее, так как в процессе охлаждения агрегата после остановки автомобиля на нем собирается конденсат. В чугунном коллекторе конденсат может вызвать коррозию, а в коллекторе из нержавейки коррозии не возникает. Преимущество керамического коллектора – в его малом весе, но он не может длительное время выдерживать влияния высоких температур отработанных газов и трескается.

Выпускной коллектор Hamann

Выпускной коллектор Hamann

 

Принцип работы выпускного коллектора прост. Отработанные газы через выпускной клапан попадают в выпускной коллектор, а оттуда – в каталитический нейтрализатор. Кроме основной функции отвода выхлопных газов, коллектор помогает камерам сгорания двигателя продуваться и «забирать» новую порцию отработанных газов. Происходит это благодаря разнице давления газов в камере сгорания и коллектора. В коллекторе давление ниже, чем в камере сгорания, поэтому в трубах коллектора образуется волна, которая, отражаясь пламегасителя (резонатора) или каталитического нейтрализатора, идет назад к камере сгорания, и в момент очередного цикла выхлопа способствуют выведению очередной порции газов. Скорость создания этих волн зависит от скорости оборотов двигателя: чем выше обороты, тем быстрее «ходит» в коллекторе волна, и тем скорее камера сгорания цилиндра освобождается от выхлопных газов. Выпускной коллектор – один из наиболее популярных агрегатов для тюнинга.

Из выпускного коллектора отработанные газы попадают в каталитический конвертер или нейтрализатор. Он состоит из керамических сот, на поверхности которых находится слой платиноиридиевого сплава.

Схема каталитического нейтрализатора

Схема каталитического нейтрализатора

 

Соприкасаясь с этим слоем, из выхлопных газов посредством химической реакции восстановления образуются оксиды азота и кислород, который используется для более эффективного сгорания находящихся в выхлопе остатков топлива. В результате воздействия реагентов катализатора, из него в выхлопную трубу подается смесь из азота и диоксида углерода.

Наконец, третьим основным элементом выхлопной системы автомобиля является глушитель, который представляет собой устройство, предназначенное для снижения уровня шума при выпуске отработанных газов. Он, в свою очередь, состоит из четырех компонентов: трубы, соединяющей резонатор или каталитический конвертер с глушителем, глушитель, выхлопная труба и наконечник выхлопной трубы.

Глушитель

Глушитель

 

Очищенные от вредных примесей выхлопные газы поступают от катализатора по трубе в собственно глушитель. Корпус глушителя изготовляют из различных видов стали: обычной (срок службы – до 2 лет), алюминизированной (срок службы – 3-6 лет) или нержавеющей (срок службы – 10-15 лет). Он имеет многокамерное строение, при этом каждая камера снабжена отверстием, через которое выхлопные газы поступают в следующую по очереди камеру. За счет такой многократной фильтрации, выхлопные газы глушатся, звуковые волны выхлопа гасятся. Далее газы поступают в выхлопную трубу. В зависимости от мощности установленного на автомобиль двигателя, может варьироваться количество выхлопных труб: от одной до четырех. Последним элементом выступает наконечник выхлопной трубы. Он изготавливается из хромированной стали и выполняет эстетическую функцию. Выхлопная труба и ее наконечники также являются элементами тюнинга автомобиля.

На автомобилях с турбированными двигателями устанавливают глушители меньших размеров, чем на машинах с атмосферными моторами. Дело в том, что турбина использует для работы выхлопные газы, поэтому в выхлопную систему попадает лишь некоторая их часть – вот почему у таких моделей маленькие глушители.

 

 

Выхлопная в сборе

Глушитель — важная часть выхлопной системы любого современного автомобиля. Именно благодаря его работе, шум от двигателя и температура отработанных газов снижается до приемлемого уровня. Некоторые современные марки автомобилей с бензиновым двигателем работают не громче, чем мурчание домашнего кота. Отчасти, это связано именно с работой глушителя. В этой статье мы подробно расскажем о наиболее частых проблемах и причинах их появления.

 

Стоит отметить, что неисправности могут иметь разные формы, и влияют на конечную стоимость ремонта. Например, если требуется восстановление значительного участка корпуса, то стоимость будет несколько выше, чем сварка обычной трещины. Как бы то ни было, в любом СТО, чтобы определить окончательную цену на ремонт, требуется диагностика.

Причины и симптомы неисправностей

Коррозия корпуса

В процессе эксплуатации глушитель подвергается разнообразным нагрузкам: перепады температуры от +150 до -30 градусов, влажность, и воздействие химических реагентов, механические удары. Все это негативно сказывается на корпусе глушителя и его внутренних составляющих: появляется коррозия, металл начинает «гнить». Как правило, проблемы обнаруживаются, когда появляются следующие внешние признаки:

  • Запах выхлопных газов в салоне. Если пробит глушитель, газы легко проникают внутрь автомобиля. Этот симптом также проявляется, если требуется замена катализатора. Чтобы исключить эту вероятность, смотрите следующий пункт.
  • Шум со стороны днища автомобиля. Если проблема с глушителем, звук будет происходить из задней части.
  • Ухудшение динамических характеристик.
  • Если визуальный осмотр глушителя не выявил прогорания, стоит обратить внимание на входной патрубок. Часто, в месте стыка образуются трещины.
  • При разрушении крепежных деталей, глушитель может вибрировать об кузов, или, в запущенных случаях, волочиться по земле.
  • При настройке режимов работы электронных контроллеров (чип-тюнинг), увеличивается температура выхлопных газов, что отрицательно сказывается на выхлопной в целом.

Если вы обнаружили в работе своего автомобиля эти не приятные симптомы, не спешите расстраиваться. В условиях автосервиса можно недорого починить неисправность.

Особенности ремонта

 

Ремонт глушителя требует не только навыков и понимания принципов работы выхлопной системы, но и наличие подходящих условий: подъемника и сварочного оборудования. Учитывая этот фактор, для большинства автомобилистов самостоятельное устранение неисправности не представляется возможной.

Прежде чем приступить к работе, опытный автомеханик всегда проведет диагностику. Благодаря такой предварительной подготовке, ремонт будет прицельным, и минимизирует затраты автовладельца.

 

 
Наименование работ Стоимость работ
Визуальная диагностика выхлопной системы Бесплатно
Замена/ремонт глушителя от 300 - 900 руб.
Замена/ремонт резонатора от 300 - 900 руб.
Замена гофры под днищем от 600 - 900 руб.
Замена гофры на коллекторе от 1000 - 2000 руб.
Монтаж/демонтаж коллектора от 600 - 1800 руб.
Замена катализатора на пламегаситель под днищем от 500 - 1000 руб.
Замена катализатора на пламегаситель в коллекторе от 1000 - 3000 руб.
Установка спорт-глушителя от 600 - 1000 руб.
Замена прокладки от 200 - 700 руб.
Замена хомута от 200 - 400 руб.
Замена подвесных резинок 200 руб.
Установка обманки лямбда-зонда от 200 - 500 руб.

Зачем удаляют катализатор и как правильно это делать?

Каталитический нейтрализатор устанавливают в современные автомобили для реализации химического процесса любви в ходе, которого вредные газы становятся безвредными. Не вижу смысла углубляться в суть того “что с чем” взаимодействует и “что на что” распадается, куда проще подержать ладонь у выхлопной авто с катализатором и без, а после, выразимся культурно, послушать запах.

 

Возьмем простой, но современный автомобиль, как правило в его выхлопной будет два катализатора, один в выпускном коллекторе, второй в средней части выхлопного тракта, первый имеет керамическую структуру, покрытую драгоценными металлами, второй металлическую, всё с теми же драг металлами. Чтобы понять, зачем их удалять сперва приценимся: Solaris ~ 40 000, Vesta ~ 25 000, VW Tiguan (двс 1.4 TSI) ~ 120 000, в общем тенденцию я думаю вы поняли, цены в рублях и конечно же в магазине у вашего кореша можно взять дешевле.

Запчасть недешевая + работа по замене, любой автовладелец попавший в ситуацию необходимости замены, однозначно пойдет искать другие варианты, среди которых часто будет попадаться информация по удалению катализатора. Ставить б/у или заменитель не самый лучший вариант, так как оценить состояние катализатора не всегда можно даже эндоскопом, очень часто соты оплавляются внутри, что плохо видно снаружи.

 

Удаление катализатора процедура простая, снимается кат. коллектор в нем вырезается окно или обрезаются торцы, далее вытряхивается то, что в нем есть или осталось. На этом этапе заканчивается самый дешевый и грубый вариант, всё заваривается обратно и хватит на этом. Однако куда правильнее вварить вместо катализатора пламегаситель, которые изготавливаются специализированными конторами для конкретных двигателей. Пламегаситель позволяет охладить выхлопные газы, а, следовательно, продлить жизнь второму катализатору, также предотвратить изменение звука выхлопной системы. Очень важно проследить, чтобы мастера качественно обварили его в корпусе бывшего кат. коллектора, а также прихватили составные части самого пламегасителя.

 

Следующий этап касается ошибок, автомобили, как и экологи – умные, сразу заметят, что-то не так. Тут самый простой вариант — это поставить обманку, они бывают разных видов, наиболее оптимальная это обманка с маленьким катализатором, но самый надежный способ — это всё-таки перепрошивка под Евро-2, однако не для всех моторов есть нормальные прошивки.

 

Чего ждать после проделанной процедуры? Грамотно выполненная работа + родные щитки никак не будут выдавать отсутствие катализатора, при грамотно выполненной работе запах и звук сильно не изменится, двигателю станет легче “дышать” так что мотор начнет крутить веселее. Ах да, самое сложное – нужно будет как-то смериться, что ваш автомобиль теперь значительно сильнее засоряет атмосферу.

 

 

Лучшая сигнализация... 

Автосигнализации с автозапуском и установкой Starline, Pandora, Alligator от 7500р

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 

Автономка Германия, не Вебасто.

Прогрев двигателя - 0,2 л топлива за первые 20 минут прогрева! Автономный предпусковой подогреватель двигателя Эберсшпехер (Германия) с установкой от 34000р.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
 

 

Самое быстрое ГБО в мире!

Авто на газ BRC ( Италия) с установкой 26000р

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 

Тонировка LLUMAR ( США)  

Тонировка плёнкой Llumar ( пожизненная гарантия на плёнку) от 3100р. седан по ГОСТу. 
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ