Нагар на клапанах двигателя.
Нагар на клапанах — одно из самых распространенных явлений, которое снижает мощность двигателя, делает его работу нестабильной, а со временем может привести к полному выходу из строя системы газораспределительного механизма.
Сейчас используют два метода удаления нагара с клапанов - с их демонтажом и без него:
- Первый метод является приоритетным, ведь позволяет в полной мере избавиться от нагара, мазута и прочей грязи на долгое время.
- Второй метод эффективен лишь в случае, когда количество нагара очень мало, да и помогает он скорее косметически
Причины образования нагара на клапанах
Основных причин всего три:
- Некачественное топливо. К сожалению, во многих марках отечественного топлива есть большое количество вредных примесей (сера, свинец и прочие). При сгорании топлива часть этих веществ оседает на поверхности деталей системы ГРМ, в частности, на клапанах
- Попадание масла на клапана. Маслосъемные колпачки могут не выполнять свою задачу, поэтому моторное масло может оседать и в дальнейшем пригорать на корпусе клапана.
- Работа системы EGR. . Если вкратце, то система возвращает во впускной коллектор некоторую часть выхлопа, который во многом состоит из масложировых остатков. Вся эта смесь также оседает на клапанах
Важно сказать, что с этой проблемой встречается большая часть автовладельцев. Сначала это не создает сложностей, но в перспективе, при отсутствии качественной диагностики и решения этой проблемы, обязательно повлечет серьезные последствия.
Чем опасен нагар на клапанах
Нагар на клапанах, да и на всем двигателе естественным образом приводит к частичному и даже полному выходу из строя системы газораспределительного механизма. А это в свою очередь грозит потерей мощности двигателя вплоть до полного его отказа работать
Что касается симптомов нагара на клапанах, то их существует несколько штук:
- Плавающие обороты холостого хода. Холостые обороты «плавают», двигатель работает на очень низких оборотах, вплоть до самопроизвольной остановки.
- Рывки при разгоне машины. Внешне это проявляется как потеря разгонных характеристик автомобиля, проще говоря - двигатель начинает «тупить».
- Потеря мощности. Выражается в неправильной работе двигателя в ситуации, когда машина загружена
- Замирание клапана. При большом количестве нагара на корпусе клапана может возникнуть ситуация, когда он как бы замирает на одном месте, и практически не функционирует
- Прогорание клапанов. Вследствие того, что клапан из-за большого количества нагара на его корпусе находится в одном замершем положении, происходит разгерметизация камеры сгорания двигателя. Из-за этого уменьшается мощность двигателя
Как очистить нагар на клапанах?
Очистку клапанов от нагара нужно выполнять периодически и регулярно. И делать это желательно, не дожидаясь, когда количество сажи будет критичным. В настоящее время существует два общих метода по устранению нагара на клапанах — без разборки и с демонтажом впускного коллектора. Однако необходимо понимать, что без разборки можно избавиться лишь от незначительного количества нагара, что стоит делать только в целях профилактики
В действительности стоит провести полную мойку ДВС, хоть и звучит страшно, но на самом деле куда проще, чем кажется:
С такой задачей справится даже простейшая погружная мойка деталей, которую без особых трудностей способен собрать каждый. Для сборки понадобятся те вещи которые найдутся практически на любом предприятии или могут быть приобретены в ближайших магазинах.
А именно: любой водонагревательный элемент, емкость (бочка, канистра, металлический ящик), комплект труб для подачи воздуха, воздушный компрессор. Более подробную информацию и инструкцию по сборке барботажной мойки можно получить на нашем сайте, где также представлены профессиональные чистящие средства для мойки ДВС.
В особо тяжелых случаях для очистки клапанов от загрязнений используют точило и даже токарные станки. Однако такими процедурами, как правило, занимаются мастера в автосервисах. Рядовым же автовладельцам можно порекомендовать лишь собрать себе мойку деталей и использовать качественную химию.
А какую химию стоит использовать?
Существует огромное количество средств, но если исходить из рационализма, то оптимальным по соотношению цена/качество является химия линейки Профис, которая разработана специально для профессиональной чистки деталей двигателя. Применение этих средств дает несколько преимуществ:
- наличие химических добавок для ускорения разрушения масляных пленок, облегчения удаления нагара и застаревших загрязнений;
- присутствие в составе специальных присадок для предотвращения коррозии;
- экономичный расход за счет возможности регулировать концентрацию;
- порошковый вид - ее нужно будет разводить с водой, поэтому можно будет сэкономить на транспортировке;
- отсутствие вредных компонентов и загрязнения окружающей среды.
- 1 литр готового раствора = 25 руб.
Как отсрочить срок процедур по отмыванию нагара? Профилактические меры
Многим автолюбителям будет полезно знать, какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы минимизировать время, через которое на клапанах появляется нагар. И так, для профилактики необходимо:
- Заправляться качественным топливом. Звучит хоть и довольно очевидно, но это неоспоримый и важный в принятии факт. В частности, топливом без примесей серы или других вредных химических элементов
- Регулярно заливать качественное масло. При неисправностях некачественное масло будет попадать на стенки клапанов, оно может начать закоксовываться и превращаться в нагар
- Регулярно проверять наличие нагара на клапанах. Без демонтажа впускного коллектора сделать это можно с помощью электронного эндоскопа для смартфона. Проверку с помощью эндоскопа необходимо выполнять приблизительно через каждые 80-100 тысяч километров пробега.
- Регулярно менять топливные и масляные фильтры. Они в некоторой степени способствуют тому, чтобы задержать в их корпусах химические элементы, которые впоследствии превращаются в сажу
Заключение
Нагар на клапанах — это достаточно неприятное загрязнение, которое может повлечь за собой выход из строя важных и дорогостоящих элементов двигателя автомобиля. Независимо от типа и конструкции мотора, все же нагар со временем появляется на всех клапанах. Это лишь вопрос времени и пробега машины.
Однако даже от самого плотного и старого нагара, мазута и прочих масложировых отложений поможет исправиться мойка деталей и проверенная химия