Аудиофильство как невроз навязчивых состояний

Ниже краткий пересказ статьи Роберта Дина, опубликована на англ. языке в апреле 2016 г. Автор - профессиональный псхотерапевт, и его суждения, безусловно, относятся не ко всей массе любителей звука (так переводится иностранное слово аудиофил), а к крайним степеням аудиофильства; уже не вариантам нормы, а расстройству за гранью нормы.

При этом, как можно судить, совершенно не проявляющиеся за пределами узкой области - воспроизведения и прослушивания музыки через технические средства - плееры (в широком смысле слова - винила, аудиокассет, компакт-дисков), устройства усиления слабого сигнала, и акустические системы для перевода электрического сигнала в звук.

Ко всему этому масса аксессуаров, о которых споров не меньше, чем об основных компонентах тракта - сетевых и соединительных кабелях, разъемах, порядке соединения (биваринг).

Итак, ниже мнение специалиста-психотерапевта, одностороннее и ограниченное, как и любое мнение узкого специалиста.

Аудиофильство как обсессивно-компульсивное расстройство

Последние два десятилетия я практиковал в качестве психотерапевта и занимался клинической гипнотерапией, и мне приходилось встречаться почти со всеми перечисленными в диагностическом справочнике расстройствах. Одно из подобных расстрйоств - обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), или невроз навязчивых состояний.

 

В качестве примера, страдающее ОКР лицо склонно мыть руки безо всякого на то повода, многократно в течение суток. Либо же дома все предметы расставляются по строго отведенным для них местам, и даже для каждого рода продуктов в холодильнике отведено свое место.

Я, кстати, также аудиофил, это мое хобби, и мне неоднократно приходилось отмечать, что некоторые аудиофилы буквально одержимы качеством звучания их аудиосистем. При этом манера улучшения качества звучания, и подготовка помещения к прослушиванию реально маниакальны и неконтролируемы.

Если вы свободны от данного расстройства, все нижеописанное вас только позабавит. Если же отметите у себя ряд описанных черт характера, вы тоже можете быть на грани описанного невроза. От которого, кстати, не существует надежного метода лечения.

Образ мышления и поведения ОКР-аудиофила

Сеанс прослушивания музыки ОКР-аудиофил начинает с прочистки ушей специальным продаваемым в аптеках средством, призванным удалить все следы ушной серы, чтобы усилить чувствительность слухового аппарата к воспроизводимым акустической системой высоким частотам.

 

Он даже проверяется раз в год у сурдолога (отоларингологами со знаниями и навыками, позволяющими проводить диагностику и терапию целого ряда заболеваний органов слуха), чтобы убедиться, что органы слуха в состоянии воспринимать все звуки.

 

Когда он не слушает хай-фай, его уши заткнуты специальными ватными вкладышами для предохранения ушей от повседневных шумов. разумеется, он слышит звуки лучше жены и детей, это его право как истинного аудиофила.

Подготовка к прослушиванию

В помещении для прослушивании музыки не должно быть домашних животных, даже золотых рыбок в аквариуме, а также посторонних лиц, оно должно быть надежно защищено от проникновения посторонних звуков, даже при громком прослушивании музыки.

До начала прослушивания должны отключаться домашний и мобильный телефоны. Выключаются воздушные обогреватели и вентиляторы, чтобы звук не вылетал через вентиляционные решетки вместе с вытесняемым воздухом. Скорей аудиофил будет мерзнуть или потеть, чем изменит этому правилу.

Даже хрустальный бокал, из которого аудиофил хлебнет перед началом сеанса прослушивания виски, удаляется из комнаты. Предполагается, что бокал или кубики льда в нем исказят звук, привнесут в него посторонние призвуки.

 

На предварительном усилителе выставляется эквалайзером ровная частотная характеристика, отключаются все звуковые процессоры. Всему прочему предпочитается чистота звучания, что может обеспечить только толстый золоченый провод в сигнальном тракте. Чем меньше препятствий на пути от источника сигнала к акустической системе, тем лучше.

Никакой компонент стереосистемы не должен касаться пола, а тем более вибрировать. Все электрические соединения и разъемы очищаются спиртом-ректификатом для улучшения их электрической проводимости.

Винты крепления громкоговорителей закручиваются с усилием 5 футофунтов (что соответствует примерно 7 Нм) специальным динамометрическим ключом. Если идущий к клеммам громкоговорителя провод не прикреплен к его корзине, это изменит фазовые соотношения.

С головок должны быть удалены защитные решетки, поскольку они подавляют высокие частоты, и утилизированы.

Установка аудиосистемы

При установке стереосистемы аудиофил вначале прослушивает правую колонку в монорежиме, чтобы найти ей подходящее место в удалении от задней и боковой стен. Из громкоговорителя несется сканирующий тон 20 Гц - 20 кГц с CD-диска. Таких тестов проводится не менее 20 на громкости 75 дБ, без работы эквалайзера, при этом положение слушателя отмечается меткой на полу.

Далее, левая колонка устанавливается на том же самом расстоянии от задней и боковой стенок, что и правая колонка, что должно обеспечить должный стереобаланс. Затем ОКР-аудиофил вымеряет с точностью до 1/4 дюйма (±6 мм) расстояние до левой и правой стереоколонок, и усаживается в точке равного расстояния в прежней позе, образуя вместе с колонками равносторонний треугольник.

 

Предварительная настройка системы эквалайзером

Аудиосистема в целом и помещение выравниваются эквалайзером с точностью до 2 дБ на громкости 75 дБ, на что требуется около 3 дней.

Выравнивание производится посредством записи живой музыки в формате 96 кГц, 24 бита и выше, с использованием профессионального студийного микрофона. Чем дороже микрофон, записывающее устройство и микрофонный кабель, тем лучше. В местах, где находятся уши слушателя, располагается измерительный микрофон. Во время измерения и отсчета аудиофил задерживает дыхание, по понятным причинам.

Записываемая музыка исполняется профессиональными музыкантами в комнате, предназначенной для прослушивания музыки. На музыкальном инструменте извлекаются все ноты диапазона звучания иснтрумента, от самой низкой до самой высокой, с интервалом в 3 минуты, чтобы слух успевал восстанавливаться в паузах.

Музыкант со своим инструментом располагается строго посередине двух стереоколонок. Микрофон располагается на расстоянии 1 метр от музыканта на высоте ушей слушателя. Данный процесс повторяется со всеми инструментами классического симфонического оркестра, включая литавры, басовый барабан, контрабас, электрическую бас-гитару, виолончель, скрипку, деревянные, язычковые и медные духовые инструменты, колокольчики, цимбалы, флейта-пикколо и треугольник, каждый инструмент по отдельности и с присутствием лишь одного музыканта. Аудиофил при этом сидит на месте, предназначенном для прослушивания.

 

При записи для контроля уровня громкости используется профессиональный децибелметр. Для каждой ноты и октавы отмечаются уровни громкости.

После записи музыкального инструмента аудиофил прослушивает запись через аудиосистему, пока его память еще хранит звуковой отпечаток. Любая разница в звучании фиксируется. При этом истинный аудиофил не верит в слепое АВХ-тестирование, в его представлении рулит лишь не слепое сравнение звучания.

При прослушивании записей через аудиосистему аудиофил устанавливает уровни громкости, зафиксированные при записи. Отмечается разница в звучании нот, извлеченных музыкантом в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, и тех же нот, воспроизведенных через аудиосистему. Любой иной метод сравнения аутентичной музыки с воспроизведенной считается ОКР-аудиофилами недостойным и может вызвать у него нервный срыв.

Настроенная подобным образом аудиосистема в дальнейшем считается способной к аутентичному воспроизведению аудиозаписей.

Мои суждения как психотерапевта об ОКР-аудиофилах

 

Со временем состояние людей, одержимых аудиофильством, становится скорей хуже, чем лучше. За время бесед с аудиофилами в ходе врачебной практики я ознакомился с некоторыми их мнениями, отражаемыми в тематических газетных листках, блогах, коммерческих объявлениях и на выставках электроники. Некоторые из них достаточно уморительны.

Так, со временем под подозрение на влияние на качество звучания подпадают провода с аудиосигналами. Аудиофил приходит к выводу, что "лучший провод - отсутствие провода". Возникает догадка, что сигнал от усилителя мощности до левого канала преодолевает больший путь, чем до правого, что приводит к фазовым сдвигам, которые следует устранить.

В 2-3-полосных системах тонкий проводок лучше работает с твитером, в то время как СЧ-головка требует более толстого проводка, а вуфер еще более толстого. Это оттого, что через кабель проходит больше НЧ-частот, и для их прохождения требуется более толстый кабель. Утверждавший это человек также был уверен, что мост Золотые ворота в Сан-Франциско переброшен через Ниагарский водопад.

 

Аудиофилы побудили заменить двухжильный электропровод к акустической системе на кабель толщиной с пожарный шланг. Затем они же придумали, как пробросить этот кабель по стойкам, чтобы он не касался пола.

 

Аудиофилы уверяют нас, не будучи в состоянии научно это обосновать, что полупроводники и/или цифровые тюнеры, предварительные усилители, аналоговые усилители и прочие устройства требуют времени порядка часа и более для достижения температуры, обеспечивающей должное звучание, что совершенно не подтверждается АВХ-тестами. Впрочем, за этот принцип аудиофилам очень благодарны электрические компании. То, что постоянное включение аппаратуры снижает ресурс ее электрических компонентов, аудиофилами не осознается.

В середине 1970-х годов инженер компании Yamaha представил миру громкоговоритель Yamaha Ear Speaker.

 

Громкоговоритель размером 50 х 75 см и глубиной 15 см выглядел как человеческое ухо. Инженер, будучи сам ОКР-аудиофилом, объявил, что данный громкоговоритель звучит натурально оттого, что рассчитан на восприятие человеческим ухом. Этот громкоговоритель продавался в самых дорогих магазинах электроники, и хорошо раскупался аудиофилами.

Хотите узнать, как этот громкоговоритель звучал? Засуньте маленький переносной радиоприемник в корпус банджо - звучание будет идентичным.

 

Доброе слово об аудиофилах

А теперь момент истины. Мы выражаем искреннюю признательность многочисленным ОКР-аудиофилам. У вас в доме не стояла бы высококачественная аудиоаппаратура, если бы аудиофилы не начали в самом начале 1950-х годов свои домашние эксперименты. Именно ОКР-аудиофилы побудили радиовещательные компании перейти с моно-вещания на стерео.

Итак, дорогой читатель, вы ознакомились с моей точкой зрения. Я изложил вам истинную правду. Если ОКР-аудиофилы прочтут данную статью, они объявят меня еретиком и потребуют исключения меня из числа любителей звука. Вам же предлагаю и впредь наслаждаться истинным звуком.