Как ловили банды автоугонщиков. Истории уральских сыщиков

 
 
 
 
 
 
Фото: Архивное фото из книги "Истории уральских сыщиков"

Автоугонщики с каждым годом находят все новые способы краж автомобилей. Ущерб от их преступных действий иногда доходит до сотен миллионов рублей. О том, как работают автоворы и как их удается поймать, для книги «Истории уральских сыщиков», изданной “Ъ-Урал”, рассказал Евгений Крыжановский, который с 2011 года работает в отделе по раскрытию преступлений против собственности ГУ МВД по Свердловской области.

Автоугоны вместо игорного бизнеса

В начале 2011 года произошел всплеск краж автомобилей, припаркованных у торговых комплексов. Похитители действовали профессионально: не оставляли никаких следов и не были замечены ни одной видеокамерой. Они зачастую выбирали машины с номерами других регионов – Челябинской области, Пермского края, ХМАО, ЯНАО. На угон автомобиля у них уходили считанные минуты.

Очень долго мы охотились за этой бандой. Однажды наряд ГИБДД в ходе плана «Перехват» обнаружил в ночное время машину, которая была утром похищена от торгового центра «Мегаполис». С моим коллегой Евгением Агапитовым мы выехали на место. Около шести часов мы провели в засаде. Была зима, мороз, а завести нашу машину было нельзя, чтобы не быть замеченными. В результате задержали человека, который пришел за автомобилем.

В ходе оперативных мероприятий вышли на остальных пятерых участников банды. Выяснилось, что на их счету 55 краж машин. Чаще всего угоняли автомобили Mazda 6, Nissan Murano и Toyota RAV4. Общий ущерб от их действий составил около 92 млн руб. Нашли 15 машин, остальные ушли в Казахстан.

Как оказалось, автомобили сначала перегоняли в ЗАТО Озерск (Челябинская область), где на них изготовляли поддельные свидетельства о регистрации, ставили поддельные госномера – на нашем сленге это «машина-двойник». На протяжении года мы со следственным управлением работали над уголовным делом, часто выезжали в Озерск. В местные правоохранительные органы ничего не сообщали, боялись утечки информации. Все-таки город закрытый, все знают друг друга.

Как военные продавали оружие для бандитских разборок

В Озерске проживал главный фигурант уголовного дела по фамилии Свистунов, который был организатором краж. У него дом площадью около 500 кв. м выглядит как музей. Он и вся его группа, включая главного автовора Николая Андреева, раньше занимались игорным бизнесом – у них были игровые автоматы и в Озерске, и в Нижнем Тагиле, и в Екатеринбурге. Это было довольно прибыльно. Но после вступления в силу закона об ограничении игорного бизнеса им пришлось искать другой вид деятельности. Свистунов снабжал группу информацией об автомобилях, техническими устройствами для угонов, документами и номерами для транспортных средств, конспиративным жильем, отстойниками для угнанных машин, обеспечивал последующую их реализацию.

Евгений Крыжановский перед работой в УГРО служил в дежурной части территориального ОВД. В 2011 году перевелся на должность оперуполномоченного по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт в отдел по раскрытию преступлений против собственности областного уголовного розыска. С 2015 года возглавляет подразделение. «Многие ошибочно думают, что раскрывают кражи автотранспорта только сотрудники ГАИ. На самом деле в основном их раскрывает уголовный розыск! Мы разрабатываем лиц, которые совершают преступления, следим за ними, задерживаем во время совершения преступлений и доставляем к следователю. Часто операции происходят спонтанно. Мы готовимся к ним, но угонщики часто меняют локации и приходится задерживать воров с колес»,– рассказал Евгений Крыжановский.

Они приобрели кодграббер – устройство для считывания сигналов сигнализации, которая оборудована автозапуском. В итоге они до такой степени обнаглели, что однажды на Ботанике украли у девушки автомобиль прямо от ее дома. Преступник заранее сосканировал сигнализацию машины и после того как владелица вышла из нее, чтобы закрыть парковочное место металлической цепью, дистанционно закрыл двери автомобиля. Ключи остались в машине. Девушка пошла за вторым комплектом ключей, вор тем временем угнал ее машину.

«В СИЗО он составил список следователей, которых убьет»

Члены банды автоугонщиков вину признавать не захотели, но у нас были неопровержимые вещественные доказательства. В результате организатору дали девять с половиной лет. За раскрытие этого преступления мы получили премию от начальника главного управления МВД по Свердловской области генерала Михаила Бородина.

От подмены ключей до угонов «длинной рукой»

В 2016 году было совершено 15 краж автотранспорта с помощью подмены ключей. Злоумышленники звонили людям, которые продавали машины. На встречу приходили два-три злоумышленника. Они осматривали продаваемый автомобиль, просили посмотреть второй ключ – мол, может машина кредитная или похищенная. Пока разговаривали с человеком, незаметно меняли ключ на аналогичный, заранее приобретенный для этой марки. Торговались и договаривались с продавцом на следующий день встретиться возле ГИБДД. Хозяин утром просыпался, а машины уже нет. Потому что одна из ошибок граждан в том, что обычно они показывают машины, выставленные на продажу, рядом с домом или работой.

После того, как данный вид похищений был освещен СМИ, они прекратились. Группа злоумышленников приобрела дорогостоящее оборудование, сканирующее штатные сигнализации дорогих автомашин («длинная рука»), и продолжила свою преступную деятельность в другом формате. Началась серия краж дорогостоящих автомашин, оборудованных заводской сигнализацией. Злоумышленники использовали так называемую «длинную руку» – специальное устройство из двух частей, которое удлиняет сигнал сигнализации.

В похищении участвует минимум два человека. Один находится рядом с потерпевшим, другой стоит у машины. Тот, который находится около автовладельца, нажимает устройство, а второй участник находится возле машины и тоже нажимает на свое устройство, в результате чего удлиняется сигнал от смарт-ключа, и машина «думает», что рядом находится хозяин. Автомобиль открывается, запускается, после начала движения встает в аварийный режим, но едет. На сленге жуликов – это «удочка» (или «длинная рука»).

Мы вышли на след похитителей. Это оказалась группа жителей из Сысерти, которая изначально похищала машины путем подмены ключей. В ней состояли пять человек, роли между ними были четко распределены. Оборудование они приобрели за 800 тыс. руб., заняли деньги, и им нужно было вернуть. Воровали дорогостоящий транспорт – Lexus и Toyota Land Cruiser. В ходе совершения преступлений меняли автомобили, на которых совершались преступления, средства связи, места проживания и гаражи. Перегоняли машины в Казахстан, где действует правило – если автомобиль три раза перерегистрировался, то его конечный владелец является законным приобретателем.

Как преступник пытался обмануть полиграф

В раскрытии были задействованы сотрудники всего нашего отделения, отделения УВД Екатеринбурга, территориальных подразделений тех районов, в которых совершались преступления. У нас появилась оперативная информация, и мы задержали этих товарищей после похищения автомобиля Lexus на Химмаше, когда они перегнали его в гараж в Кольцово. В ходе следствия было установлено, что двое из задержанных в 2013 году совершали разбойные нападения на квартиры граждан, у одного был целый букет преступлений: грабеж, мошенничество, угон мотоциклов. Когда его объявили в розыск, он сменил документы. После того, как мы его дактилоскопировали, оказалось, что он в розыске в трех регионах России. У двоих из лидеров группы родители в 1990-е годы тоже занимались криминалом.

Угонщиков выдали соцсети

 

Как убили семью директора Шарташского рынка

В 2015 году мы задержали группу молодых людей, которые похищали автомобили ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, «Гранта», «Приора». Выбирали самые простые: без сигнализации и механических средств блокировки. Угоняли с двух до пяти часов ночи с помощью подбора ключей или разбивая стекла. Они организовали автосервис в гаражном массиве на улице Карьерной. Нам позвонил директор гаражного комплекса и говорит: «Тут какие-то непонятные товарищи, все время что-то пилят и пилят». Мы заинтересовались, стали за ними наблюдать. Оказалось, что у них кражи поставлены на поток. Для сбыта похищенного они создали страницу «Продаем автозапчасти» в соцсети «Вконтакте». В их уголовном деле фигурировало 18 эпизодов.

Книга «Истории уральских сыщиков»