Скупка катализатор ,кому выгодна?

Наверное, многие из читателей видели подобные объявления о скупке автомобильных катализаторов.

Массово появились они после того, как значительно выросли цены на драгоценные и редкоземельные металлы. А редкоземельные металлы используются в автокатализаторах для дожига СО и иных вредных для экологии газов. Самый распространенный редкоземельный металл, который используется в катализаторах – это палладий. График с ростом его цены на начало 2020 г.
 

Рынок автомобилей огромный, часть из них стареет, автовладельцы удаляют катализаторы после их разрушения (или начала разрушения). Катализатор внутри выхлопной системы – это, как правило, мелкие керамические соты (иногда металлические), в составе которых имеется палладий (родий или платина). От старения соты разрушаются, забиваются сажей и автомобиль теряет мощность или даже перестает заводиться.

Иногда керамическая пыль попадает в цилиндры двигателя и как абразив приводит к их изнашиванию. Поэтому, удаление таких катализаторов процедура неизбежная. Но редко кто устанавливает новый. Его цена слишком высока. Распространенный прием – это установка пламягасителя и систему, обманывающую лямбда-зонд (кислородный датчик). Реже – перепрошивка компьютера авто под стандарт Евро-2.
 
 

 

В этом направлении работают специализированные автосервисы. Но есть и те, кто скупает катализаторы через объявления. Обещают до 200 тыс. руб за 1 кг веса катализатора. Но это маркетинг. Вес одного керамического элемента – в среднем 300 гр. В нем может содержаться до 2 гр родия или палладия. Родий имеет стоимость примерно 33 тыс. руб./гр. Т.е. за сданный катализатор массой 300 гр. в не разрушенном состоянии можно получить 10 тыс. руб. Бывает, что металл выгорает и его концентрация в керамике будет низкой.

Палладий на сегодня дешевле - 1800$/унция. В сентябре 2021 г. цена была 2400$/унция. (4400 руб./гр.).

Если будете сдавать свой катализатор, то не делайте это без оценки содержания металла. Нужно обратиться в те сервисы, где производят эту оценку содержания металлов в катализаторе с помощью рентгено-флуоресцентного анализа. Это делают не в лаборатории, а мобильными приборами.

 

Не знаю, сколько стоит новый прибор, но на авито объявления с ценами 1,2-1,4 млн. руб.

Если у Вас имеется автосервис и Вы решили расширить сферу предоставления услуг в области удаления катализатора, то такой прибор необходим для оценки содержания металлов.

Хотя, можно найти и тех клиентов, кто будет рад, что ему удалили катализатор, установили переходник на лямбда-зонд, погасили ошибку – и все бесплатно. Это все работа мастера. Автосервис получает 300-600 гр. в виде катализаторов, стоимость редкоземельных металлов из которых может составить 150 тыс. руб. (если в нем родий). И это без всякой оценки.

Но металлы еще нужно уметь выделить из структуры керамики. Это сложный многоступенчатый процесс с применением кислот и химреагентов.

Хороший пример кустарного извлечения с процессом можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/WUeuHzk3mzM Из ролика видно, что катализатор массой 300 гр. имеет 0,4 гр. палладия.

Возможно, катализаторы принимают оптом крупные специализированные компании и заводы. Например, у нас в городе находится завод цветных металлов и золота. А рядом завод по производству катализаторов. Не узнавал, но вероятно они и принимают оптом б/у катализаторы на извлечение редкоземельных металлов от тех автосервисов, кто удаляет катализаторы.