Бренды-упаковщики автокомпонентов: «кот в мешке» или «фирма гарантирует»?

 Очень многие покупатели запчастей искренне считают, что за названием марки на упаковке детали обязательно стоит одноименное производство. И когда узнают, что это не всегда так, зачастую откровенно возмущаются, считая это некой «цыганщиной», попыткой продать в красивой упаковке низкопробный товар. Попробуем разобраться, что представляют собой фирмы-упаковщики, какие они бывают и можно ли доверять таким брендам.

В качестве повода для размышлений можно обратиться к другим областям производства, например электронике, бытовой технике или инструменту. Каждому, наверное, доводилось замечать, что совершенно одинаковые по внешнему виду и функциональности изделия могут носить разный логотип. Называется это брендированием, ставшим частью всеобщего процесса глобализации экономики и программы сокращения издержек. Говоря упрощенно, один производитель занимается выпуском продукции, а различные посредники уже работают с маркетинговыми инструментами и логистикой, распространяя ее.

Подобная картина наблюдается и на рынке компонентов. Существуют и производители, выпускающие запчасти под своей маркой, и фирмы, занимающиеся брендированием готовой продукции, укладывая их в свои оригинальные упаковки. Причем фирм-упаковщиков существует великое множество, которое условно можно разделить на три основных вида.

Первые — это «упаковщики-однодневки», не имеющие своих производств. Подобные компании охотятся исключительно за прибылью. Чутко отслеживая тенденции спроса на вторичном рынке запчастей, они размещают заказы на заводах, где им предложат наилучшие условия. Размещаются заказы (в основном на заводах КНР) на производящих подделки предприятиях. Никаких доработок заказанных компонентов или проведения дополнительного выходного контроля от завода они вносить не требуют, поскольку это увеличивает себестоимость и, соответственно, уменьшает маржу упаковщика.

Существование таких фирм зиждется на демпинговой цене. Важную роль играет поставка по максимальному числу каналов сбыта, где всегда найдется покупатель, стремящийся к максимальной дешевизне. Но рано или поздно репутация таких фирм скатывается до нуля, и их товар, даже по бросовым ценам, оказывается невостребован. Тогда нередко появляется новый «бренд» — и все начинается заново... Заметим, кстати, что из-за неудачного опыта по использованию компонентов от таких «брендов» у многих потребителей как раз и складывается резко отрицательное отношение к упаковщикам.

Вторые — это упаковщики, которые дорожат репутацией, предполагают долго работать на рынке компонентов и развивать на нем свое присутствие. Они также не имеют собственных производств, но стремятся как можно тщательнее выбирать поставщика и осуществлять контроль качества деталей, которые они будут реализовывать под своим брендом. К таковым можно отнести, например, Japan Parts: внутри коробок под этим брендом можно обнаружить стартер Mitsubishi или тормозные колодки Kashiyama — точно такие же, как те, что ставят на заводе. Также хорошо зарекомендовал себя упаковщик Ruville, в коробках которого обнаруживаются ролики и подшипники таких производителей, как Koyo, FAG, INA, GBM и SKF.

Среди специалистов и продвинутых автолюбителей пользуется спросом и продукция известного упаковщика Topran, с единственной оговоркой, что здесь нужно разбираться в фирменных кодах, нанесенных на упаковку. Код состоит из девяти цифр, среди которых нужно обратить внимание на последние три и сразу отказаться, если там значится число «756», означающее: «Страна производства — Китай, качество не оригинала».

И наконец, третья группа упаковщиков — это те, кто имеет собственное производство и выпускает продукцию на рынок, но также брендирует под своей маркой и изделия других компаний. Причем возможны и взаимные пересечения в таком брендировании. Например, в упаковке NTN-SNR может лежать опорный подшипник SKF, а сам SKF может запаковать ролик натяжителя NTN-SNR. В упаковках принадлежащей ZF марки Lemforder можно найти стабилизаторы CTR, шаровые опоры TRW, ролики и демпферы INA, сайлентблоли Febi. При этом сам Febi также активно работает в сфере упаковки — в коробках можно обнаружить ролики и INA, и SKF.

Кстати, в связи с вышесказанным возникает вопрос: откуда в коробках упаковщиков берутся детали известных брендов, зачастую поставляемые как оригинал? Почему производители не продают их сами? Ответ лежит в сфере производства и логистики, при которой непосредственному изготовителю оригинального изделия оказывается выгоднее реализовать оптовую партию деталей сторонней фирме, очистив склады, и получить быструю операционную прибыль. Что касается взаимного брендирования (как, например, в случае с NTN-SNR и SKF), то здесь речь идет об удобстве для конечного потребителя, покупающего компоненты сразу наборами, а также о способе расширения ассортимента марки.

Каков итог?

За исключением любителей быстрых денег, которые предлагают бросовый товар, спекулируя на тенденциях рынка к потреблению более доступных продуктов, честные упаковщики вносят на рынок определенность и порядок. Вместо множества разных брендов, разобраться в качестве которых простому потребителю порой невозможно, покупатель получает своего рода сервис по подбору, который специалисты уже сделали за него.

Дорожащий репутацией своей марки упаковщик будет тщательно отбирать поставщиков, стремясь всегда предлагать потребителю оптимальное сочетание цены и качества. Единственно, надо учитывать, что в случае приобретения запчастей от упаковщиков стоит все-таки выбирать магазин с возможностью возврата не подошедшей по каким-либо причинам детали.