Секреты автобизнеса. Как работают авторазборки

 Многие автовладельцы иногда, а некоторые даже регулярно, пользуются услугами так называемых авторазборок, где можно разжиться сравнительно недорогими подержанными комплектующими. Эти «островки надежды», куда всевозможными путями, по всяким причинам и в разном состоянии попадают отжившие свое автомобили, становятся их последним пристанищем. Однако сложная техника, состоящая из сотен узлов и деталей, даже после частичного выхода из строя вполне готова поделиться чем-то с нуждающимися «собратьями».

Как там говорится у травматологов: «Бог сотворил человека, но не дал ему запасные части?». Зато человек не только создал автомобиль, но и наделил его замечательной способностью оперативно ремонтироваться, когда любой сломанный «сустав» или «орган» можно быстро заменить, да не протезом, а оригинальным и новым. Или подержанным, если мы говорим о запчастях с «разборок». Откуда они взялись, как работают и какие скрывают особенности?

Такая судьба

Структуры, представляющие собой этакий «конвейер наоборот», в России стали появляться в 90-х годах как неотъемлемая «тень» бурно растущего частного автопарка. Но особый толчок к развитию они получили в 1998 году, когда рынок новых товаров в одночасье заглох под ударом девальвированного рубля и общего «апокалипсиса», а первая волна завезенных в нашу страну б/у иномарок уже изрядно поистрепалась. С этого же времени активизировались продажи подержанных запчастей, которые заняли заметную долю на «вторичном» рынке автокомпонентов (aftermarket).

До сих пор авторазборки по-своему выступают индикатором экономической ситуации. Если поднимается сегмент новых автомобилей, у людей появляется возможность покупать и обслуживать машины у дилеров, а в ремонте использовать новые запчасти — на авторазборках затишье. Если же в стране кризис, продажи новых автомобилей падают — в народе становится «модно» поддерживать на ходу свои колымаги, а у перекупщиков есть лишний повод «подшаманить» предметы торга. Тогда и спрос на услуги «разборок» возрастает. В новой российской истории такое случалось не раз, аналогичная зависимость наблюдается и сейчас.

Конкуренция среди фирм, торгующих «контрактными» запчастями, сегодня высокая, и не у всех есть возможность размещать товар в крытых помещениях и на собственной территории. Так что в иных случаях складировать приходится не только под открытым небом, но и с максимальным использованием площади

Зачастую именно авторазборки становятся быстрым способом поиска и приобретения оригинальных деталей, не относящихся к обычным расходникам. Однако в случае с подержанными запчастями речь идет о товарах из категории уцененных, с их состоянием, возвратом и обменом могут возникнуть сложности. И хотя нынешние продавцы в работе с клиентами нередко идут навстречу, все же надо понимать следующее: когда мы беремся починить машину оригинальными запчастями б/у, мы уверены, что они подойдут как родные, а их ресурс еще не исчерпан, но приходится брать ответственность на себя и «гадать на ромашке» — повезет с работоспособностью или нет. И если фару, бампер или кресло вполне можно «заценить» по фактическому состоянию непосредственно на разборке, то силовая и ходовая часть молча хранят свою «врачебную тайну».

 

C конца 90-х конкуренция в этом секторе бизнеса выросла. Некоторые авторазборки из обычных превратились в сетевые империи с полным набором услуг, включая визуализированный поиск и покупку необходимых компонентов через интернет-магазины.

Выбирай на усмотрение

По товарному ассортименту, условно говоря, не все б/у комплектующие к иностранным автомобилям одинаковы — здесь тоже есть свое разделение на категории. Если угодно, к более статусным относятся запчасти, получившие название «контрактные». Конечно, ни о каком контрактном соглашении в цепочке «производитель-продавец-покупатель» речи не идет, потому что первое звено здесь уже никак и ни за что не отвечает. По существу, так стали называть узлы и детали, снятые с автомобилей на их родине и потом завезенные в Россию. Понятно, что речь идет о возрастных и (или) аварийных экземплярах, которым тоже довелось понюхать порох, но все же в своих, как принято считать, тепличных условиях.

 

Интерес к б/у запчастям из разряда «контрактных» у нас продиктован двумя простыми факторами: отсутствием российского «пробега» и как бы бесспорной вероятностью оригинального качества.

Конечно, в плане остаточного ресурса возможны всякие варианты. Поставки «контракта» по давно отработанным каналам выглядят примерно так. Не секрет, что неким Клондайком стал рынок Японии, где в отличие от Европы и цены пониже, и пробеги у машин поменьше. Как правило — на тамошних аукционах покупаются машины, после чего разбираются, режутся, необходимые детали грузятся в контейнеры и отправляются в Россию, где «растамаживаются» как запчасти по весу и соответствующим тарифам. С некоторых пор завозить подержанные автомобили в Россию стало выгодно именно в виде запчастей, а не «целиком».

В 90-х годах деятельность авторазборок начиналась с небольших и редких площадок. Но со временем рынок б/у оригинальных запчастей из числа «контрактных» (завезенных из-за границы) составил весомую конкуренцию новым запчастям сегмента aftermarket. При этом склады «готовой продукции» могут находиться в крытых помещениях, и с улицы не видны за нарядными фасадами офисов-магазинов и СТО

Есть и более прозаичный способ. За рубежом давно существуют утилизационные заводы, куда сдаются автомобили для дальнейшей переработки. Но и в этом случае проводы в «последний путь» еще не окончательные: на этом этапе тоже возможно приобрести востребованные узлы и агрегаты, причем с эксплуатационной точки зрения они могут быть в нормальном техническом состоянии. А ведь купить иностранный двигатель за 40-50 тысяч рублей, когда новый стоит 200 тысяч — это для кого-то действительно спасение. Накрылись коробка, приводы или мост — это тоже реально заменить, и машина будет ездить дальше.

Правда, в России не исключены случаи, когда «контрактный» двигатель оказывается сильно изношенным, напрочь закоксованным или даже заклинившим. По идее, такие моторы не должны завозиться и продаваться в сборе, и тут уж многое зависит от продавцов. Специализированные поставщики с многолетним стажем работы, с репутацией и налаженной не только розничной, но и оптовой сетью сбыта, стараются работать по каким-то правилам, с подстраховкой. Они, насколько это возможно, перед разборкой проверяют работоспособность хотя бы наиболее сложных и дорогостоящих агрегатов — двигателей и «автоматов». Завозить все без оглядки — себе же в убыток.

Казалось бы, зеркала, вентиляторы отопителей салона, вакуумные усилители с главными тормозными цилиндрами, бачки омывателей и прочая мелочь — товар не очень востребованный, может «зависнуть». Однако они тоже расходятся, причем если не для замены подлинников, то в качестве «донорской помощи» в народном техническом творчестве (тюнинг, самострой и т. д.)

Продавцы могут дать клиентам «время на проверку» (определить работоспособность после установки), а те, кто располагает собственным сервисом по замене двигателей и агрегатов трансмиссии, предоставляют и собственную гарантию, скажем, на месяц. Оказался неисправен (так бывает), меняют за свой счет. Может, клиент и сам умудрился его вскипятить, можно даже судиться с ним, но в условиях конкуренции почти все стараются решать такие ситуации полюбовно.

 

Насколько «жива» шаровая опора в рычаге, рулевая рейка, ступичный подшипник, шарнир привода и прочие механические компоненты? На этот счет продавцам только остается честно предупредить клиента — возможны шумы, вибрации, люфты.

То же самое касается таких востребованных узлов подвески, как стойки. Определить остаточный ресурс амортизатора не получится, можно только увидеть наличие потеков и целостность его составляющих, а также пружины, да и то неизвестно, как она «просядет» под реальной нагрузкой. Ведь даже если машина подолгу не ездит, подвеска все равно «устает», а подкладывание чурочек под кузов с вывешиванием колес, как делали наши деды при длительной стоянке, сейчас не практикуют. К тому же продавать стойки принято парой. Нужен тормозной диск? Пожалуйста, в сборе с суппортом, ступицей и тоже парой. Да, как водится, речь именно о «крупноузловой разборке» и продаже — мельчить просто так никто не будет. Во-первых, при больших оборотах и ассортименте (до сотни тысяч позиций) — это слишком хлопотно и невыгодно, а во-вторых — некуда девать.

С площадями для хранения и без того напряг, а раскиданная на всякие «писюльки» машина занимает очень много места. Вот если вернут, скажем, неисправный генератор, тогда его можно «раскурочить», но чаще отправляют дальше по инстанциям — уже по бросовой цене на запчасти в какой-нибудь сервис, коих немало среди постоянных клиентов авторазборок. Не ушел за 3000 рублей, ладно, уйдет за 500, все равно процент такого брака незначительный.

«Без лица» — таков итог многих ДТП для автомобилей. Поэтому кроме отдельных деталей именно передние свесы в сборе (так называемые «ноускаты» — nose-cut), куда входят бампер, облицовка, «телевизор» (рамка радиатора) — одни из самых востребованных на рынке «крупноузловых» б/у запчастей. Цены в среднем — от 14 000 до 35 000 рублей

Впрочем, сюда приходят не только ради «донорских органов» автомобиля, но и с целью сравнительно недорого сделать ему «пластику», то есть поправить (или восстановить) внешность. Что чаще всего и безвозвратно теряется в ДТП? Правильно, «лицо», да и бока страдают. Поэтому не только фары и бампер отдельно, но и весь передний свес, а также капот, передние крылья, двери — типично востребованный ассортимент из «кузовщины». Кроме «железа» людей интересуют стекло, пластик и текстиль, то есть предметы интерьера. Например, если салон не ушатан, то обшивка дверей, сидений или сами кресла быстро найдут новое применение.

Рыночные перипетии

Цены у продавцов «контракта» зависят от разных факторов и могут сильно отличаться даже в соседних регионах ввиду особенностей автопарка, спроса и политики самих продавцов. На стоимость, конечно, влияет и конъюнктура на «родине». У нас в разгаре спрос на запчасти к автомобилям 90-х и начала нулевых — то, что еще на полном ходу, но «там» такие машины уже неизбежно стареют и «вычищаются». Возникает дефицит и, как следствие, растут цены. И все же в худшем положении всегда остаются владельцы редких и тем более единичных моделей. Для таких найти оригинальные б/у запчасти из «контрактных» маловероятно, ведь разбирают (и потом везут сюда) машины, на которые постоянно что-то спрашивают.

Всегда есть примеры крайне низких и высоких цен, но в целом в отдельно взятом регионе в розничной сети складывается некий средний уровень, которого придерживаются основные игроки рынка с учетом общей конъюнктуры. Так, если для легковушки передний новый амортизатор сегодня обойдется по средней цене 4500–5000 рублей, то типичная стоимость из числа контрактных тоже будет 4500 рублей, но это сразу за пару стоек и в сборе с пружинами, чашками, пыльниками. Вообще стоимость б/у запчастей и новых не получится сравнить однозначно, потому что нынешний рынок aftermarket очень насыщен ввиду многочисленных альтернативных производителей. Только китайских насчитываются десятки, да и в Европе их хватает. Опять же, продавцов много, и у всех весьма разные условия продаж.

 

Если искать какой-то узел по всей стране, то цены удивят разбросом. Так, б/у топливный насос высокого давления к распространенному двигателю Toyota 1AZ-FSE может предлагаться примерно от 2000 до 9500 рублей и во всех случаях заявляется как «контрактный», то есть «без пробега по РФ».

Возможные ценовые решения по некоторым позициям приведем на примере известного «космополита», который поставлялся в РФ как официально, так и по каналам second-hand из Японии и Европы — седан Toyota Avensis второго поколения (2003–2006 гг.) с распространенным бензиновым двигателем 2,0 л (1AZ-FSE, непосредственный впрыск) и 4-диапазонным «автоматом».

Наименование Цена б/у (оригинал) Цена новой в магазине
Двигатель 38 000
АКП (4-диапазонная) 30 000
ТНВД 6000 23 000
Стартер 3500 12 000
Насос гидроусилителя руля 5000 18 000
Рулевая рейка в сборе 5500 20 000
Главный тормозной цилиндр 2500 9000
Коллектор выпускной с катализатором 4000
Привод в сборе (левый или правый) 5000 14 000
Зеркало боковое 4500 7500
Крыло переднее 7000 13 000
Капот 14 000 24 000
Рычаг подвески в сборе 3000 9000
Передний свес в сборе 35 000
Подушка безопасности 8000

В нынешней ценовой иерархии оригинальные б/у запчасти по стоимости могут занимать положения отнюдь не низшие. По ряду востребованных позиций (кузовные детали, ходовая часть) речь, скорее всего, идет о ценах ниже среднего уровня. Для примера рассмотрим ШРУС («гранату») привода на престижный внедорожник (марка принципиального значения не имеет, главное — ориентировочный порядок цен). Оригинал у дилера — 30 000 рублей, оригинал в магазине — 22 000 рублей, оригинал б/у с разборки — 10 000 рублей, альтернативный «китай» из недорогих — от 2000 рублей. Если брать возрастные массовые автомобили, то для них привод в сборе (только левый или правый) как оригинал «от дилера» фактически отпадает ввиду «нерациональной» цены. Остаются варианты «контрактных» б/у (4000 рублей) и новые от альтернативных производителей с диапазоном цен от тех же 4000 до 10 000 рублей и выше.

В некотором смысле (в том числе философском) нынешние авторазборки — это «обратный конвейер» в жизненном цикле автомобилей. Для них самих — заключительном, а для комплектующих — с различными выгодными вариантами. Но продавать такие детали тоже в основном принято «агрегатно»

Сколько зарабатывают авторазборки?

По части заработков на продаже контрактных запчастей тенденции последних лет вели к их сокращению. Конкурентная среда сейчас большая, даже жесткая, но правила ведения бизнеса никто не отменял: задирать цены — не те времена, но и работать в убыток никто не будет. Сейчас, если говорить о востребованных узлах ходовой части, типичная торговая накрутка у крупных поставщиков составляет где-то 50%. Грубо говоря, если стойка обходится продавцу в 1500 рублей, то выставляется за 2250 рублей. Однако в целом по ассортименту неизбежны всякие издержки: возвраты по неисправности, потеря товарного вида при транспортировке и так далее. В итоге получается 25–30% заработка. Если удачно реализовалась всякая мелочевка (которая за рубежом обычно ничего не стоит), то общий «навар» может быть и побольше. В принципе, подобное сейчас происходит во многих отраслях малого и среднего бизнеса: 30% профита считается нормальным.

Местный колорит

Что касается авторазборок с «местным контингентом», то в этой сфере по-прежнему сохраняется комиссионный принцип работы, то есть когда автомобиль принимается под реализацию по частям. Однако с тех пор, когда бизнес по продаже б/у запчастей набрал силы и обороты, машины у владельцев просто стали выкупать. Техника может быть после ДТП или загнулась от старости, главное, чтобы это были экземпляры, способные при дальнейшей распродаже дать какую-то прибыль. И тут уж многое зависит от умения и позиции продавцов — одни устанавливают ограничения на год выпуска, модельный ряд, историю, а кто-то не чурается любых вариантов.

В отличие от упорядоченных стеллажей уже со снятыми и «бездушными» деталями, на сами разборочные площадки с еще узнаваемыми профилями автомобилей картина не для слабонервных. Разного статуса и возраста модели «дербанятся» бок о бок и друг на друге, и в результате все уравниваются до состояния металлолома

Что же касается источников пополнения — сейчас с этим особых проблем нет. На «распродаже» может оказаться аварийный премиум-внедорожник, у которого одна только клавиша замка багажной двери будет стоить 4000 рублей (но все же дешевле новой), а может и какой-нибудь дремучий «пепелац», который хозяин отдал целиком за 5000 рублей. Но при этом опытный глаз экспертов увидел и в нем определенный коммерческий потенциал. Смотрят, какие детали еще живые и могут послужить, снимают их и продают.

Приобрести добротную обшивку салона или целиком сиденья автомобилей премиум-класса за относительно небольшую стоимость, пожалуй, возможно только на «разборках». У моделей свежих годов также могут оказаться в хорошем состоянии оригинальные литые диски, которые обойдутся в 2–3 раза дешевле новых

Цены с «местных» разборок, конечно, ниже. Если контрактная фара будет стоить 2500 рублей, то такая же, но со следами «адаптации» (потертости, царапины, сколы и пр.), обойдется в 1500 рублей или ниже. Впрочем, загвоздка зачастую бывает не в деталях экстерьера, а как раз в более сложных и нагруженных устройствах силовой и ходовой части. Если автомобиль с многолетней российской биографией, то прогноз на жизнь его «рискованных» узлов и агрегатов заведомо непредсказуем. Скажем, привод уже не родной, а заменен на новый китайский, недорого приобретенный в наших магазинах. И ресурс такого привода может оказаться мизерным, визуально это определить невозможно. Его снимают, продают, а вскоре приходит покупатель с вопросом «что вы мне подсунули?», и начинаются «разборки» другого рода.

Отечественное наследие — свои особенности

В советский период авторазборок в нынешнем понимании не существовало и не могло быть. Машины тогда ездили «до полной смерти», а всякий подпольный и гаражный оборот запчастей можно не брать в расчет — не те масштабы. И сейчас кто-то полагает, что современные авторазборки — территория исключительно для иномарок, а исконно отечественные если там и оказались, то в качестве сопутствующего «лома». Дескать, продукция национального автопрома и без того обеспечена новыми доступными запчастями, ремонтируется недорого, а с учетом пресловутого качества использовать их «бэушный» вариант и вовсе не приходится. Но это не так.

Часть авторазборок специализируются на «совавтопроме», и их работа мотивирована своей спецификой. Одна из особенностей в этой среде — преемственность и долгожительство продукции. То есть за то время, когда японские или европейские модели меняли несколько поколений и обновлений, у нас одна и та же модель выпускалась без коренных преобразований. С коммерческой точки зрения такие запчасти востребованы «всегда». Что касается их «физического истощения», целесообразности применения для покупателей и возможности заработать для продавца, то и в этих вопросах не все однозначно. В иных случаях на «российском хламе» можно выручить больше и (или) быстрее, чем на старых иномарках.

Не всегда российские автомобили попадают на разборки после ДТП. Нередко машина со временем переходит в состояние неоправданной обузы и с ней расстаются таким образом. Двигатели (особенно бывшие «зажигалки» ВАЗ-21083), агрегаты трансмиссии, мосты и много чего из мелочи по-прежнему востребованы

Вокруг отечественных автомобилей сильны свои, особые традиции. Например, до сих пор людей интересуют запчасти от вазовских машин «итальянской сборки». Но чаще причины обращения на разборки банальны и опять же характерны для кризисного периода — люди просто ищут, где дешевле купить запчасти. Кстати, вопреки стереотипам о богатстве ассортимента отечественных запчастей, сегодня немало дефицитных позиций, и среди них кузовные детали.

 

Мосты для «Нивы», УАЗов или те же гидроусилители рулевого управления — новыми они стоят «бешеных» денег. То же касается двигателей и коробок передач, особенно для вазовской «классики» и переднеприводного семейства 90-х годов. Поэтому во многих случаях их выгоднее найти и купить на разборке.

Сюда машины тоже попадают разными путями, в том числе не без помощи пунктов утилизации. Ведь и в этих структурах у работников свои «традиции»: можно законно утилизировать, а можно и «придумать» что-то более интересное. То есть не все сдаваемые по программе утилизации машины (а они должны быть комплектными) потом добросовестно перерабатываются с разделением металлов, стекла и пластика — это хлопотно и скучно. Какие-то также «расходятся» на запчасти или целиком продаются на сторону — для нужд тех же разборщиков. Но в основном такие авторазборки пополняются за счет тех автовладельцев, кто не может или не хочет сам заниматься продажей своего имущества. И не обязательно, что это «уделанная в хлам» машина. Выкуп всего автомобиля видится более разумным решением, поскольку в дальнейшем нет необходимости постоянно «контачить» с продавцом. Главное, сойтись в цене, которая устроит обе стороны.

Разобрали и не прослезились

Вот, например, владелец разборки выкупил отечественный «утиль» целиком за 20 тысяч рублей. В разобранном виде он уже может дать 40–50 тысяч, а то и больше. Продал удачно генератор, стартер и карбюратор по 2 тысячи (новые тянут на 4) — и уже отбил четверть затрат. А есть еще помпа, коллекторы, радиатор, сцепление. Да и сам двигатель без навесного может уйти за 10–12 тысяч. Коробка передач и задний мост принесут по 5–7 тысяч.

 

Покупатели даже могут заручиться гарантией, что деталь работоспособная. Не у всех продавцов так заведено, кто-то работает по принципу «не хочешь, не бери». Однако другие предпочитают дать личную гарантию — так проще в общении с клиентами. Бывает, конечно, приходится забирать узел назад, но большого урона такие случаи не приносят.

Колеса, амортизаторы, рычаги, пружины, сиденья, двери, капот, стекла, отопитель, обшивка — все это тоже кому-то понадобится. Среди клиентов немало «перекупов»: чтобы «подшаманить» машину для продажи, нужна всякая мелочевка, ее порой в магазине не найдешь или дорого, вот и едут на разборку, потом наводят марафет с малыми вложениями. Обычно кузова отечественных автомобилей — гнилые и мало кого интересуют, но и с них тоже можно рассчитывать на какой-то барыш. Бывает, на авторазборку машина вообще попадает после пожара. Что взять с такой? Однозначный «мертвяк». Но приходит человек и со словами «в магазине такая стоит 10 тысяч в голом виде» забирает горелую дверь за тысячу рублей. Треснутое лобовое стекло, мятый бампер, ободранное сиденье — эти «никому не нужные» остатки тоже могут уйти хотя бы по 100 рублей.

В итоге может выйти неплохой заработок. Если, скажем, на площадке машин 20 в разборе, а конкуренции «на районе» фактически нет, за полгода на них вполне можно «поднять» около миллиона рублей или даже больше. Что остается, сгребается в кучу и отвозится в пункт приема металлолома. На таких площадках иномарки как раз могут быть на правах сопутствующего явления. И только в виде наиболее ходовых моделей, с которых однозначно можно продать ЭБУ, датчики, детали кузова, салона и прочее. Такими машинами занимаются многие, и чтобы успешно их распродать, надо сделать заманчивый для покупателя ценник, то есть рентабельность уже будет заметно ниже.

Еще один аспект, отличающий «советскую» авторазборку, — здесь немало клиентов из той категории людей, что любят «покопаться» в машинах. Приходя сюда, с разрешения хозяина такие сами с удовольствием откручивают-отпиливают нужную деталь. По этой причине даже не все владельцы таких площадок тратятся на содержание разборщиков. Правда, иногда подобная экономия выходит боком — «рукастый» клиент в пылу азарта может и прихватить чего лишнего.

Они тоже могли попасть в утилизацию или на разбор. Но находятся творческие люди, стараниями которых возрастные отечественные автомобили реставрируются и даже занимают постаменты, используются для различного тюнинга или становятся арт-объектом для воплощения стилистических идей
 

Что ждать от авторазборок дальше, какие перспективы? Спрос и предложение по б/у запчастям существуют в США, Японии, ЕС, а у нас в этой деятельности тем более не видно объективных причин для заката. Судьба авторазборок в России во многом продиктована социально-экономическим положением дел — в эксплуатации большая доля возрастных автомобилей, а покупательная способность населения невысока. Плюс ко всему строгий надзор за техсостоянием транспорта, чего греха таить, отсутствует, как и контроль над ввозом контрафактных запчастей. Так что в ближайшее время разборки точно не вымрут.



Читать полностью: http://info.drom.ru/misc/52192/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com