Рекомендации по проверке стояночного тормоза от Bosch

 Специалисты компании Bosch рекомендуют пользоваться стояночным тормозом даже на автомобилях оснащенных автоматической коробкой передач и регулярно проверять работоспособность системы. 

Роль стояночной тормозной системы высока – кроме удержания транспортного средства в неподвижном состоянии, она дублирует основную, гидравлическую. В соответствии с законодательством и действующими правилами, любой автомобиль должен быть оснащен дублирующей тормозной системой. В случае выхода из строя основной она оставляет возможность остановить машину.

Трос стояночного тормоза BoschЗачастую автовладельцы не пользуются стояночным или, как его называют в народе, ручным тормозом («ручником»). Чаще всего ручником пренебрегают владельцы автомобилей с АКПП, но и автомобили с механической КПП зачастую оставляют просто на передаче. Принято считать, что таким образом они «продлевают жизнь» ручному тормозу, и механизм подвергается меньшому износу. Но реальность немного отличается от ожиданий, чтобы стояночная тормозная система сохраняла работоспособность, как и любые другие движущиеся механизмы, она должна постоянно использоваться. Не имеет значения, какая стояночная тормозная система установлена – стояночный тормоз с электроприводом или рычажная система, трос — обычно первым из строя выходит элемент, которым меньше всего пользуются. В случае нарушения работоспособности стояночного механизма может страдать и основная тормозная система. Если механизм стояночного тормоза связан с рабочей тормозной системой, при его неисправности снижается эффективность работы задних тормозных механизмов.

Еще одной весомой причиной использования ручного тормоз и поддержке его работоспособности является надежность и безопасность при постановке автомобиля на стоянку. Многие владельцы автомобилей с АКПП наверняка слышали или испытывали на себе, что если не до конца остановиться при постановке на позицию «Паркинг», то чувствуется скрежет и рывок. Такие звуки издает стопорный механизм трансмиссии, и он не способен гарантировать безотказное торможение автомобиля – нагрузка на него может быть слишком велика. В автомобилях же с механической коробкой передач при постановке «на передачу» колеса остаются жестко связаны с неподвижным двигателем. Но в случае сильного внешнего воздействия проворот колеса может вызвать вращение двигателя, в том числе в обратную сторону, что в свою очередь может привести к неприятным последствиям и дорогостоящему ремонту, например, газораспределительного механизма.

Не стоит забывать ещё об одном нюансе: в  зимних условиях, после мойки или при повышенной влажности и переменной погоде, вода может попасть в механизмы стояночной тормозной системы, замерзнуть и обездвижить их. Поэтому в таких погодных условиях действительно не рекомендуется оставлять автомобиль на ручном тормозе.

Среди других возможных причин нарушения работоспособности системы – нарушение функциональных характеристик и целостности оболочки троса. Во время эксплуатации внутрь кожуха попадают влага и грязь, возникает коррозия, и тросы вместе с оболочкой «закисают». Если трос «закис», то он двигается не внутри оболочки, а целиком вместе с ней. На практике встречаются случаи, когда оболочка плавится, так как тросы часто проходят в непосредственной близости от выпускной системы. Это также снижает подвижность троса. В любом случае, специалисты Bosch рекомендуют одновременную замену конструкции целиком, троса вместе с оболочкой.

Распространенной неисправностью считается чрезмерное растяжение троса. В таком случае нету возможности осуществить регулировку должным образом, а значит, тормоз не будет работать и удерживать машину в неподвижном положении. Кроме того, если тросы сильно вытянуты, или, наоборот, перетянуты, задние тормоза будут работать некорректно. При замене тросов на новые также важно правильно отрегулировать их натяжение.

В зависимости от конструкции, регулировка может выполняться из салона со стороны рычага, или под автомобилем. При осуществлении этого процесса необходимо соблюдать рекомендациями автопроизводителей. Вся необходимая справочная информация о регулировке тормозных тросов также есть в диагностическом программном обеспечении Bosch [ESI]tronic 2.0.

Рекомендации по проверке стояночного тормоза от Bosch

За исключением регулировки натяжения тросов, система стояночного тормоза считается необслуживаемой, но при проведении планового ТО ей необходимо уделять такое же внимание, как и рабочей тормозной системе. Для проверки нужно вручную потянуть за тросы и визуально оценить их подвижность. Полноценную проверку работоспособности стояночной тормозной системы можно на тормозном стенде.